Friday 28 July 2017

Российские публикации в наиболее престижных журналах Web of Science Core Collection

Отвлёчёмся на денёк от профилей научных организаций, тем более что в InCites вышла новая и очень интересная функция, которая сильно поможет нам в оценке российской, да и вообще всей постсоветской науки.

Вот уже месяц как у нас есть возможность смотреть, в журналах какого квартиля по импакт-фактору (и насколько активно) публикуются те или иные авторы, организации и страны. Пока такой функции не было, всё это вручную высчитывал для вас Иван Стерлигов из Высшей Школы Экономики, теперь же этот процесс занимает не сутки и не часы, а минуты.

Динамика публикационной активности России и некоторых других стран в Web of Science Core Collection, за исключением Emerging Sources Citation Index
Напомню: у России уже пятый год очень заметно растёт публикационная активность в ведущих мировых научных журналах, заветный показатель в 2,44% из президентского указа либо уже достигнут, либо вот-вот будет, смотря насколько внимательно вы вчитываетесь в текст самого указа, но проблема того, что нас мало цитируют, остаётся.


И все эти пять лет мы говорим: это происходит оттого, что наши учёные публикуются в хороших (прошедших самую жёсткую процедуру отбора журналов в мире), но низкоимпактовых журналах. Низкоимпактовых, то есть, низкоцитируемых - в первую очередь журналы эти слабо цитируются из-за того, что читательские аудитории у них небольшие. И теперь мы можем не только в несколько кликов посмотреть, насколько много или мало мы публикуемся в журналах определённого уровня, но и выявить чемпионов в России по росту количества публикаций в наиболее престижных изданиях.


Вот, например, разбивка по квартилям журналов всё тех же стран-соседей России по рейтингам публикационной активности за 2007-2016 годы. В кружке над гистограммой мы добавили показатель нормализованной средней цитируемости публикаций каждой из этих стран за этот же период.

Соотношение публикаций в журналах разных квартилей за 2007-2016 гг. и нормализованная средняя цитируемость этих публикаций у некоторых стран
Как видно, Россия в этом ряду - наиболее активно публикующаяся страна в журналах четвёртого квартиля не только по относительным, но и по абсолютным показателям, а между соотношением количества публикаций в высоко- и низкоимпактовых изданиях и итоговой цитируемостью этих публикаций есть очень хорошая корреляция.

Тем не менее, положительная динамика есть - мы начинаем всё активнее публиковаться в ведущих журналах. Посмотрите, количество российских публикаций в журналах первого, второго и третьего квартилей за последние 10 лет почти удвоилось.

Динамика публикационной активности России в разбивке по квартилям журналов

Тем не менее, растёт и количество публикаций в источниках, не имеющих импакт-фактора: это материалы конференций, книги, журналы гуманитарного профиля (для них, как многие из вас знают, мы импакт-фактора не рассчитываем, поскольку законы наукометрии в гуманитарных областях работают гораздо хуже) и журналы Emerging Sources Citation Index. Хорошо это или плохо - сказать сложно: доклады на топовых мировых конференциях - конечно, хорошо, чрезмерная публикационная активность в журналах Emerging Sources Citation Index при возможности отправить эту же рукопись в журнал с импакт-фактором - не очень.

Так кто же в России активнее всего публикует работы в ведущих даже по меркам Web of Science журналах? Говорить об этом можно долго - теперь мы можем изучить:

- и я призываю тех, у кого есть доступ к InCites (а сейчас это уже десятки научных организаций в России), самостоятельно воспользоваться новой функцией в отчётах по организациям и по людям, я же расскажу только о наиболее значимых, на мой взгляд, тенденциях.


Как сравнить списки организаций по связанным с квартилями показателям в InCites. Изображение кликабельно, как и все остальные.

Наблюдение первое, самое важное: Курчатовский Институт, ФИАН и Объединённый Институт Ядерных Исследований (организации, наиболее активно участвующие в крупнейших международных коллаборациях) остаются в топе по этому показателю даже если задать максимальное пороговое значение для количества авторов, равное единице. То есть, в ведущие журналы мира они умеют попадать и безо всяких Atlas или CMS collaborations:

Процент работ ведущих российских научных организаций, написанных без каких-либо соавторов, в журналах первого квартиля по импакт фактору

Наблюдение второе: лидеры роста публикационной активности в наиболее престижных журналах мира - это пять университетов проекта 5-100. Какие - смотрите ниже:

Органзации-лидеры роста публикационной активности в журналах первого квартиля по импакт-фактору. Количество соавторов для каждого документа ограничено 100, чтобы исключить влияние проектов Большого Адронного Коллайдера и подобных им.
В заключение - ещё три важных оговорки.

Первая. Использовать импакт-фактор сам по себе как показатель оценки - плохая идея. Он является лишь показателем качества журнала, но не самого результата научного исследования. Так, более трети документов, опубликованных в Nature с 1980 года, до сих пор не были процитированы ни разу, а огромное количество работ, за которые их авторы были удостоены Нобелевских премий, были опубликованы в журналах второго и третьего квартиля. Про Нобелевские работы в журналах четвёртого квартиля - не смотрел, врать не буду. Тем не менее, как дополнение к существующим показателям публикационной активности и цитируемости, использование импакт-фактора, как мы только что видели, очень оправдано. Тем более оно оправдано для стимулирования публикационной активности там, где с цитируемостью публикаций дела обстоят пока не очень хорошо.

Вторая. Не так важно численное значение импакт-фактора, как то место, которое журнал по этому показателю занимает в своей предметной области. Квартили в этом смысле - очень хорошая и наглядная разбивка.

И третья. Совсем зацикливаться на журналах первого и второго квартилей тоже не стоит. В зависимости от той предметной области, которой вы занимаетесь, в зависимости от вашего стажа в научных исследованиях вашим потолком на сегодняшний день вполне может быть журнал третьего, четвёртого квартиля - или даже журнал из Russian Science Citation Index. Просто помните об огласке, придаваемой результатам ваших научных исследований: чем авторитетнее журнал, чем у него шире читательская аудитория - тем лучше.

1 comment:

  1. Отличный блог и интересные данные. Согласна, что журналы третьего и четвертого квартиля нужны, поскольку для исследователя, особенно молодых важна "питательная среда" для опубликования. По поводу ESCI у меня большие сомнения в его целесообразности.

    ReplyDelete